Перспективы рынка сборных грузов России

13.06.2019

В течение последних нескольких лет рынок перевозки сборных грузов в России растет существенными темпами. По мнению экспертов, этот рынок грузоперевозок растет намного быстрее остальных сегментов. Однако все те же эксперты считают, что данное повышение является временным. В ближайшие несколько лет сегодняшние темпы могут существенно снизиться.

Причины роста рынка сборных грузов

Обзор рынка сборных грузов стоит начать с причин его роста. Представители ведущих логистических операторов России считают, что главной причиной увеличения объемов сборных грузоперевозок является произошедшая смена моделей логистики. Еще одним фактором, способствующим увеличению объема сборных грузоперевозок, можно назвать снижение издержек в цепи поставок за счет консолидации грузов различных отправителей. Среди других причин роста этого рынка, наблюдаемого в период 2014 по 2019 года, можно отметить:

  • сокращение сроков доставки;
  • увеличение объема доставок товаров, реализованных в интернет-магазинах;
  • территориальную экспансию крупных торговых сетей.

Анализ показателей последних лет

Для того чтобы спрогнозировать дальнейшие перспективы этого сегмента логистических услуг, стоит внимательно проанализировать показатели последних 5 лет. В течение этого срока большая часть сборных грузоперевозок пришлась на межгородское сообщение. На этот сегмент пришлось около 65%. Еще 33% — это внутригородские сборные грузоперевозки. При этом на международные сборные перевозки в период с 2014 по 2018 году пришлось не больше 2% рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что драйвером роста этого рынка стала интернет-торговля. Также стоит отметить фактор торговых сетей. Для них теперь выгодно погрузить на одно транспортное средство большое количество совершенно разных товаров. За счет этого обеспечивается не только экономическая эффективность, но и значительное снижение сроков доставки.

Именно фактор торговых сетей, а точнее их географическое распространение по всей стране, и поспособствовал высокому показателю межгородских перевозок. Теперь сборные грузоперевозки считаются наиболее быстрым и рентабельным способом регулярной доставки товаров, реализуемых в торговых сетях. Собственно, то же самое можно сказать и об интернет-магазинах, для которых свойственно продавать небольшие товары. Отдельная доставка такой продукции зачастую будет стоить дороже самого товара. Естественно, такое положение дел не устраивает покупателей, для которых сборные грузоперевозки также являются наиболее приемлемым способом получения интересующего их товара.

Перечисленные нюансы стали причиной того, что в течение последних пяти лет крупнейшие логистические операторы кардинально изменили модель своей работы и начали больше ориентироваться на рынок транспортной логистики. Благодаря этому, на начало 2019 года сборные грузоперевозки занимают около 20% в общем объеме автомобильных транспортировок на территории России. Но этот показатель, скорее всего, является пиковым, и в ближайшее время начнется неминуемый спад.


Ближайшие перспективы

О том, что рынок сборных грузоперевозок в скором будущем ожидает период стагнации, говорит замедление его роста. Если в 2017 году рост этого сегмента рынка грузоперевозок России достиг 16%, то в прошлом году он упал до 9%. Результаты первого квартала 2019 года говорят о том, что ситуация продолжает ухудшаться. По прогнозам экспертов, в нынешнем году рост этого сегмента едва ли превысит отметку в 1%. Возможно, уже в 2019 году на смену роста объемов рынка придет его снижение.

Стоит заметить, что эксперты вообще настроены не очень оптимистично на счет ближайших перспектив всего российского рынка грузоперевозок. Это обусловлено нестабильностью российской экономики. В 2019 году прогнозируется ее существенное замедление, что обязательно скажется на доходах населения, которое и стимулирует этот рынок путем регулярных покупок в торговых сетях и интернет-магазинах.

Не добавляют оптимизма и международные санкции против нашей страны. Из-за этого существенно снижается инвестиционная привлекательность России. Иностранные инвесторы не желают рисковать и вкладываться в нестабильную экономику, которая постоянно находится под риском получения новых санкций. Из-за этого нюанса не стоит ожидать появления в России новых торговых сетей или значительного расширения уже существующих. Причем в 2019 году эта ситуация еще не будет критической. А вот в 2020-2021 годах неблагоприятные тенденции рынка грузоперевозок могут достигнуть критической точки. И уж тогда рынок сборных грузоперевозок наверняка просядет и потеряет нынешние позиции.

Не стоит забывать и о таком важном факторе, как усиление конкуренции. Сегодня для доставки мелких партий товаров из торговых сетей и интернет-магазинов используется не только автомобильный транспорт. Главным конкурентом автоперевозок являются железнодорожные транспортировки, которые отличаются своим удобством и довольно-таки высокой скоростью. В условиях возможного повышения спроса на услуги железнодорожного транспорта многие логистические компании уже обращают пристальное внимание на этот рынок.

Важность инфраструктуры

Обострение конкуренции заставляет грузоперевозчиков постоянно развивать собственную инфраструктуру. Для того чтобы удовлетворять потребности своих клиентов, логистические операторы должны позаботиться о дополнительных складах, предназначенных для временного хранения и комплектования сборных грузов. Причем на этих складах дополнительно должны быть предусмотрены условия не только для хранения, но также для упаковки и маркировки грузов.

Логистические операторы, которые построят всю необходимую инфраструктуру, могут рассчитывать на лидерство в этом сегменте. Те же компании, которые выходят на рынок без надлежащей инфраструктуры, рискуют потерять свою репутацию. Причем таких компаний окажется довольно-таки много. Этот процесс можно назвать «зачисткой». Сильные игроки этого рынка не только выживут, но и заберут себе часть более слабых конкурентов.


Возврат к списку